ОСТАНОВКА ВНУТРЕННЕГО ДИАЛОГА
Константин Довлатов
1 часть
Прислушиваясь к пожеланиям Maximus’а, напишу кое-что про кое-какие эффекты остановки внутреннего диалога — ОВД.
Так как я собираюсь писать не только об эффектах, но и — частично- о методах их получения, то выбрал сообщество «Управление состояниями» — авось, кому-то пригодится.
— Итак, тема ОВД сложная и обширная, поэтому для начала я расскажу об одном методе ОВД и о замеченных эффектах.
Обращали ли вы внимание, что именно слышите во время внутреннего диалога? Очень часто это отголоски родовых сценариев.
Приглашаем вас на бесплатный вебинар Константина Довлатова «Как перестать ходить по кругу родовых сценариев и взять жизнь в свои руки«.
Тренироваться лучше начинать в трамваях, троллейбусах, автобусах и маршрутках. Личный автомобиль не подходит, так как на первом этапе от практикующего требуется не только сидеть на сиденье, но и обязательно закрыть глаза ?
После этого, следует сосредоточиться на всех звуках, которые вы слышите — гул двигателя, разговоры, шум транспорта за окном, шум дверей, скрип сидений, шуршание одежды. В общем, классическая перегрузка аудиальной системы.
Сначала, из-за внутреннего диалога, внимание будет скакать от одного источника звука к другому, это нормально. Как только сможете удержать три-четыре источника одновременно (обычно это получается не позже, чем через пару-тройку минут), следует добавить новый элемент.
Это аудиально-кинестетический «фокус» — нужно именно почувствовать, что все звуки исходят с поверхности сферы размером с вашу голову. Вся фишка в том, что адиальная система будет сопротивляться вашим попыткамуслышать звуки не со своего расстояния, зато относительно легко поддастся на «самообман», если вы постараетесь почувствовать звуки в одном -двух сантиметрах от кожи.
Знаете ли вы, как можно заниматься подобными практиками и еще и зарабатывать на этом?
Об этом расскажет Эльмира Довлатова на бесплатном вебинаре «Как решать проблемы с помощью метафорических карт и зарабатывать на этом от 30 000 до 100 000 рублей в месяц«.
Сидячее положение и закрытые глаза значительно ускоряют достижение нужного эффекта, но при определённом уровне тренированности вы легко сможете чувствовать все звуки в сантиметре от кожи даже стоя и видя, на каком расстоянии от вас находятся их источники.
Транспорт для тренировки остановки внутреннего диалога выбран не случайно. Да, можно попробовать делать то же самое, например, в лесу, слушая звуки природы, и добиться эффекта, чтовсе звуки исходят из непосредственной близости от вас. Это само по себе как минимум успокоит ваш ВД и даже остановит мысленное проговаривание слов. Однако, если вы будете тренироваться в транспорте, то очень скоро заметите любопытный эффект.
Дело в том, что в транспорте люди разговаривают. С одной стороны, это минус, так как обычный «бессмысленный» шум привлекает гораздо меньше активного внимания и создаёт меньше помех для остановки ВД. Кто захочет попрактиковать, заметит, что больше всего наши мысли будут цепляться за разговоры, и наше внимание будет уходить от слушания звука.
Однако, если продолжать тренироваться, то довольно скоро наступает очень забавный эффект. При более-менее качественной фиксации внимания неизбежно наступает момент, когда остановка ВД превращается не просто в «молчание ума», а приводит к нарушению системы интерпретации чувственных данных. Вы вдруг обнаружите, что очень качественно слышите все звуки вокруг себя, в том числе и разговоры, но при этом абсолютно ничего не понимаете/
Это очень интересно — слышать, как все люди вдруг, одномоментно стали… нет, не говорить на неизвестном вам языке, а стали обмениваться простыми звуками и их сочетаниями . Чтобы «включить» понимание обратно, придётся сделать лёгкое усилие и запустить ВД снова…
2 часть
Для тех, кто экспериментировал с первой частью остановки внутреннего диалога и уже более-менее освоился, предлагаю сделать следующий шаг. Он очень маленький, но очень интересный ?
После того, как удастся «закрепиться» в состоянии, когда все звуки слышатся как исходящие с поверхности прилегающей к голове сферы, следует постараться ощутить, как все звуки исходят не снаружи сферы, а изнутри, из самого её центра.
Если стараться не слышать, а именно чувствовать, что у всех звуков есть единый источник в самом центре вашей головы — это оказывается довольно простым делом. Расслабленная сидячая поза и закрытые глаза на первых порах предпочтительнее. Расслабление тела вообще помогает изменению сознания, но (повторюсь) при тренировке эффект будет достигаться даже стоя и с открытыми глазами.
В таком состоянии большинству достаточно посидеть пару-тройку минут, чтобы проявился ещё один забавный эффект — у вас появится совершенно точноезнание и ощущение, что ваш ум молчит и нет внутреннего диалога. На этой стадии вы услышите/почувствуете устойчивое безмолвие своего ума (безмыслие), более глубокое, чем на первом этапе.
И тут-то нас ждёт сюрприз!
Внезапно, к звукам, исходящим «изнутри» головы, добавится голос… Этот голос будет произносить отдельные слова, обрывки фраз, иногда целые предложения — со смыслом и без смысла. При этом вы будете продолжатьслышать и даже ощущать, что ваш ум в это время молчит!!!
Может случиться так, что этот голос будет похож на ваш, может случиться, что будет не похож. Вне зависимости от этого, все эти мысли будут слышаться как по-настоящему чужие.
Видимо, именно такие вот состояния и способствовали появлению псевдойогических идей о том, что все наши мысли — на самом деле не наши.//
3 часть
Итак, коснёмся ещё одного аспекта ОВД.
Если вы уже достаточно натренировались слушать звуки «изнутри» своей головы, то вам будет легче получить следующие эффекты. Если же нет – это будет труднее, но всё равно возможно.
Несколько лет назад, общаясь с разными людьми, в той или иной форме практиковавшими кастанедовскую «походку силы» для достижения ОВД, я обратил внимание на любопытный факт.
Большинство из них, практикуя походку с расширенным до 180º полем зрения и научившиеся утихомировать свой внутренний диалог, описывали массу довольно сложных эффектов, в том числе и кинестетических, но почему-то не упоминали об относительно простом визуальном. Отчасти дело оказалось в фокусе внимания, но главное – в выборе подходящих внешних условий.
Желающим попробовать рекомендую выбрать какой-либо городской парк, или аллею, или бульвар. Главное — чтобы была длинная широкая дорожка между высокими и часто стоящими деревьями. Верхушки крон при взгляде вперёд должны создавать и справа и слева от вас более-менее непрерывные линии на фоне неба. Если по сторонам будут частые многоэтажки выше линии крон деревьев – то для тренировки это место слабо подходит; на первых порах это может создать ненужные трудности.
Если вы нашли такое место – то, собственно, дальше всё Карлосу Кастанеде – идём, держа взгляд выше линии горизонта, стараясь охватить все 180º по горизонтали. Как только в голове установится хотя бы минимальная внутренняя тишина, взгляд оставляем там где он есть, а фокус внимания перефирического зрения переносим на кроны деревьев справа и слева. Если вы используете улицу, где с одной стороны дома, а с другой деревья – то деревьям должна достаться бОльшая часть вашего внимания.
А теперь включаем в практику дополнительный элемент – стараемся услышать сразу все окружающие нас звуки (как на первых этапах тренировки, только теперь глаза открыты). Привлечение внимания к аудиальному каналу при одновременной перегрузке визуального приводит к тому, что визуальный начинает «давать сбои». Чаще всего люди описывают это как бесшумный «щелчок» — оп! — и вы уже наблюдаете очень устойчивую иллюзию, что за кронами деревьев вы видите здания — дома, башни, церкви… Это довольно забавно – знать совершенно точно, что никакой церкви справа от вас нет – и всё-таки видеть сквозь кроны и чуть над ними её купола ? Конечно, в этот момент лучше не смотреть прямо на возникшую иллюзию, иначе она тут же исчезает. А на периферии зрения она будет оставаться на диво устойчивой.
Конечно, этот эффект достигается относительно легко, и он врядли может иметь какую-то практическую ценность, за исключением, на мой взгляд главного – при минумуме усилий, он позволяет нам на практике познакомиться с тем, как же функционирует наше внимание и происходит внутренний диалог.
Вообще говоря, из описания совершенно понятно, что дело в «неверной» интерпретации воспринятых чувственных данных. Неупорядоченной формы крон деревьев оказывается достаточно, чтобы на фоне уже имеющейся перегрузки внимания ввести в заблуждение нашу систему интерпретации. Собственно, это те самые «обознатки» с которыми мы сталкиваемся в жизни, только гораздо более устойчивые, чем обычно.
Пожалуй, ближайшим аналогом из обычной жизни являются картинки, внутри которых художник скрыл какое-то изображение. Думаю, все помнят такие рисунки — «Найдите спрятанного слона» или «Сколько животных вы видите на этом рисунке?» Основное отличие от «уличной магии» заключается в том, что на рисунках заранее существует готовое скрытое изображение, а в уличных условиях созданная иллюзия -плод целиком и полностью вашего собственного внимания.
В книгах Кастанеды описаны примеры подобного нарушения интерпретации – горное образование, оказавшееся на поверку тряпкой на кактусе, или умирающее животное, оказавшееся бревном – и такие моменты нарушения интерпретации («перцептивного неделания») определялись Хуаном Матусом как моменты проявления Силы. Ну, ожившие брёвна на дороге не валяются, а вот найти в городе дорожку, обсаженную деревьями — это по силам любому желающему ?
Кто хочет – может потренироваться в получении лёгких визуальных галлюцинаций, а я позже напишу о дальнейшем развитии этого эффекта…
4 часть
Коллега Enlighted упоминал в своём посте о внутреннем диалоге «Управляемая шизофрения» про эффекты «отклонения в восприятии реальности или её отражении». О некоторых простых и легко достижимых способах я уже упоминал ранее.
Ниже я напишу о развитии этих эффектов и совсем немножко — о методе их достижения. Собственно, трёхмесячная пауза между прошлой третьей и нынешней четвёртой частью была вызвана желанием дать возможность всем желающим потренироваться и самим получить практический опыт. Ну, а если кого-то такое интересует исключительно в теории, то вот описание того, как это может происходить (и происходит) у других.
Самый простой способ усилить ошибки нашей системы интерпретации чувственных данных и получить более устойчивые “галлюцинации” — это уменьшить определённость воспринимаемого. То есть, для начала, воспользоваться тем, на что не нужно тратить ни капли собственных усилий — перенести время экспериментов на сумерки. ? В состоянии полутьмы мы автоматически теряем излишнюю определённость воспринимаемого и легче обманываемся. Однако, сильная темнота для нас будет так же бесполезна как и яркий свет. В случае яркого света нам будет мешать излишняя детализация — мы видим мелкие детали и это делает мир слишком однозначным. В полной же темноте мы видим в лучшем случае слабо дифференцируемые общие контуры, слишком бесформенные для построения полноценной галлюцинации. Поэтому тёмной безлунной ночью на лесной поляне хорошо поможет костёр. ? Кстати, его свойство давать не постоянный, а мерцающий свет, тоже окажется полезным для подобных экспериментов с внутренним диалогом.
Итак, внешний ресурс для обмана самого себя задействован, теперь задействуем внутренний. Усилить неопределённость и создать дополнительные сложности для системы интерпретации можно, если создать перегрузку внимания. На мой взгляд, это очевидно, но я всё-таки ещё раз подчеркну этот момент — мы должны создать перегрузку не для нашего “сознания”, а для нашей системы интерпретации чувственных данных. Поэтому, например, новокодовская перегрузка внимания мультизадачностью здесь не подходит. Да и кинестетику лучше “не трогать” — нам понадобится спокойная, расслабленная поза (сидячая или стоячая, кому как удобнее).
Перегружать внимание будем в двух каналах восприятия и тем, что осталось — играми с субмодальностями ? “Фигура-Фон” — самое подходящее для наших целей. Для начала выбираем «фигуру» в визуальном канале и концентрируем на ней своё внимание. Если есть костёр, то это костёр, если костра нет, то это может быть, например, лежащее близко к вам берёзовое бревно или светлый валун. В любом случае, это обязательно должен быть самый светлый объектблизко от вас (самый тёмный объект подходит значительно хуже). После этого к концентрации внимания (фовиальное зрение удерживаем на объекте — “фигуре”) добавляем деконцентрацию (периферическим зрением воспринимаем окружающую обстановку — “фон»). И, разумеется, одновременно успокаиваем наш внутренний диалог. ?
Наша задача — добиться исчезновения разницы между “фигурой” и “фоном”. Однако, тут есть один нюанс — должна исчезнуть разница не в восприятии, а враспределении внимания. Под разницей в восприятии здесь понимается эффект полного слияния объекта с окружающей обстановкой (например, воспринимается равномерный жёлтоватый туман по всему полю зрения). Для нашего случая будет полезнее достичь другого эффекта — уделять внимание периферии столько же (или чуть больше), сколько и центру. При этом “фигура” не исчезает из нашего поля зрения, полностью поглощённая “фоном”, а остаётся местом остановки взгляда на равномерной картине поля зрения.
Одновременно с этим (или несколько позже, кому как проще) включаем в работу аудиальный канал. Собственно, никакой разницы нет — задействуем всё тот же шаблон “фигура-фон”. Окружающим звукам уделяем одинаковое внимание, воспринимая их все одновременно. Если вы натренированы упражнением в общественном транспорте, то вам будет всё равно, слышите ли вы только шум ветра и далёкие трели кузнечиков, или рядом с вами говорят люди, играют на гитаре и поют (или даже стучат в шаманские бубны). ?
Повторюсь, суть одна и та же в обоих каналах: уделяя равное внимание всем объектам восприятия, мы тем самым превращаем массу бывших элементов “фона” в массу “фигур”. По биологически встроенной в нас программе, максимум внимания должно доставаться “фигуре” и лишь остатки — “фону”. Но объём нашего внимания ограничен, и появление большого количества “фигур” с неизбежностью приводит к нужной нам перегрузке и замедлению внутреннего диалога.
“Размазывая” звуки по сфере размером с нашу голову, или воспринимая (ощущая) их все в одной точке в центре головы (как это делалось на предыдущих этапах), мы ещё больше перегружаем своё внимание и “сбиваем с толку” свою систему интерпретации. С закрытыми глазами это обычно приводит к лёгким аудиальным галлюцинациям — “своим” или “чужим” голосам в голове, произносящим от бессмысленных обрывков фраз до вполне осмысленных предложений. Если же глаза открыты, и при этом визуальный канал перегружен, то начинает давать сбои и система интерпретации визуальных данных.
По наблюдениям, при таких экспериментах “галлюцинации” внутреннего диалога всегда начинаются на периферии и им предшествует несколько секунд лёгкой “перцептивной неопределённости”. А затем мы вдруг обнаруживаем, что обстановка на периферии зрения изменилась. Наша перегруженная система интерпретации в один прекрасный момент словно выдыхается и переходит в другой режим функционирования, стараясь ослабить давление на себя. Она словно пытается уменьшить количество элементов — “фигур”, часто группируя несколько в одну по выбранному готовому шаблону. Например, там, где мы краем глаза видели стоящую группку нескольких деревьев, мы начинаем видеть одну тёмную стену деревенского дома. Иногда объединения элементов не происходит, зато происходит смена готового шаблона интерпретации: тропинка в траве начинает восприниматься как бордюр из природного камня; лежащее невдалеке берёзовое бревно становится светлой скамейкой в грязных пятнах…
Шаблоны бывают разные, и их выбор, мне кажется, невозможно предугадать. В качестве примера скажу, что лично я одну и ту же лесную поляну воспринимал и как асфальтированный двор со скамейками между многоэтажными домами; и как деревенский дом на берегу реки, с плетнем вдоль огорода; и как стройплощадку рядом с недостроенным кирпичным домом; и как садовый участок с каменным очагом для костра возле самой дороги… И ещё, наверное, десятком других способов. Видимо, где-то внутри происходит “сравнение” того, что мы воспринимаем с готовыми блоками — шаблонами и перегруженное внимание выбирает наиболее “экономичные”, которые легче других можно “напялить” на восприятие.
Некоторые замеченные особенности:
1. Положение стоя или сидя в целом ни на что не влияет. Сначала сидя немного проще достичь эффекта остановки внутреннего диалога, потом одинаково.
2. По мере тренировки длительность и устойчивость “галлюцинаций” растут. Сначала достаточно лёгкого изменения позы или направления взгляда, чтобы эффект пропал, потом можно медленно водить взглядом куда угодно и даже медленно менять позу и совершать движения — “галлюцинация” полностью сохранятся. Важно! На данный момент никому из тех, кто экспериментировал, не удавалось сохранить “галлюцинацию” в случае быстрых движений. Предположительно, это связано с тем, что любое быстрое движение подсознательно воспринимается как сигнал о возможной опасности и заставляет нас вернуться в привычный режим функционирования. Если предположение правильно и дело именно в этом, то, думаю, это решаемо, при условии, что удастся глубоко убедить нашу “сторожевую систему” в безопасности контекста.
3. Для получения эффекта необходимо внутреннее молчание, но когда эффект достигнут, то можно говорить с собой мысленно и даже разговаривать с другими людьми вслух, на “галлюцинацию” это не влияет. Речь автоматически будет заторможенной, мысли тоже. Быстро говорить никто не пробовал, вполне возможно, что это не помешает.
4. По мере тренировки устойчивость галлюцинаций и замедления внутреннего диалога растёт, приближаясь устойчивости восприятия привычного мира. При этом полностью сохраняется память о предыдущем способе восприятия и интерпретации реальности и контроль над переходом “обратно”. Никаких специальных усилий для возвращения не требуется. В большинстве случаев удаётся несколько раз по собственному желанию перемещаться туда-сюда между привычным миром и “галлюцинацией”.
5. На самом деле молчание не является абсолютно необходимым (на начальном этапе это не так). Постоянное длительное проговаривание вслух какой-либо мантры (подойдёт и любой бессмысленный текст) может помочь, дополнительно нагружая аудиальный канал звуками и фиксируя внимание на правильности произнесения.
6. На самом деле яркий свет не является принципиальным препятствием (для начального этапа остановки внутреннего диалога это не верно). Одна из самых стабильных моих “галлюцинаций” была днём в ярко освещённой комнате. Мы сидели кругом на полу на матрацах, и непрерывно вслух читали какую-то мантру. Внезапно пол, покрытый крашеным линолеумом, стал восприниматься выложенным изумительными каменными плитками, стены исчезли, вместо них стали восприниматься ряды колонн с портиками, люди, сидевшие на матрацах остались людьми, но преобразились, а матрацы превратились в резные каменно-деревянные (?) возвышения, подобные тронам. Я крутил головой, переводил взгляд вверх, вниз, в стороны; я перебирал рукой чётки, двигал плечами и ногами — всё оставалось устойчивым. Два или три раза я “прыгал” к восприятию привычной комнаты, а потом вновь возвращался к “галлюцинации”. Похожее случалось и с другими.
Последний момент, на котором остановлюсь — это та самая “пауза” между двумя разными восприятиями мира — привычным и непривычным. Возможно, если уйти от привычной интерпретации мира и суметь не скатиться в непривычную, то мы получим, наконец, ту самую остановку мира и внутреннего диалога по Кастанеде, которая ведёт к видению энергии.