В буддийской религии всякий, кто просыпается от «сна невежества», испытывает прямую связь с реальностью, без чьих-либо наставлений и проповедует свое учение другим, называется буддой . Все традиционные буддисты согласны с тем, что Будда Шакьямуни или Гаутама Будда был не единственным Буддой: считается, что до него было много будд и что будут и будущие будды. Если человек достигает «пробуждения», не обязательно проповедуя об этом общине, он или она становится архатом ( санскрит ) или арахантом ( язык пали).). Сиддхартха Гаутама уникален среди других будд, которые существовали и будут существовать, потому что его учения сосредоточены на этом типе пробуждения, также называемом «освобождением» или нирваной .
Часть доктрины Гаутамы Будды относительно священной жизни и цели освобождения основана на « четырех благородных истинах », которые анализируют структуру и происхождение «боли» ( дуккха ), термина, относящегося к человеческим страданиям и неудачам. непробужденный »,« неосвобожденный », принадлежащий к мирскому миру. Последняя из четырех благородных истин, направленная на прекращение боли, включает «святой путь с восемью путями», одну из основ буддийской нравственной жизни.
После смерти Будды возникло множество различных групп, имеющих различные учения, философские взгляды, способы поклонения и т. Д. Однако есть некоторые общие доктрины для большинства буддийских школ и традиций, хотя только Тхеравада считает их центральными. Было обнаружено, что о буддийских общинах можно сделать небольшое обобщение.
У буддизма также есть некоторые общие концепции с другими дхармическими религиями, такие как реинкарнация (« сансара »), то есть реинкарнация бытия в других формах существования, основанная на результате совершенных деяний и кармических законов